Головний архітектор Києва: Хто вибирає, кого вибирають, як і навіщо?

01.03.2016  15:35 __ Дмитро Гурін

Осенью мэр отправил в отставку все руководство киевского департамента градостроительства.

По закону позиция Главного архитектора города является конкурсной.

Ключевые городские активисты выступили с открытым письмом с требованиями обеспечения чистого конкурса и необходимости этически и профессионально легитимного нового Главного архитектора.

Мэр дал политическое обещание о том, что конкурс будет открытым, прозрачным и публичным.

29 декабря был объявлен конкурс, на него подались 14 кандидатов, 2 из них отсеялись по результатам экзамена на знание законов.

Почему все это должно кого-то волновать?

Главный архитектор не строит здания, он строит Киев. В Европе такая позиция называется "урбан-пленнер", планировщик города.

Главный архитектор определяет то, как будет выглядеть Киев и насколько комфортно в нем будет жизнь через 5-10 лет: когда документы и разрешения на строительство начнут становиться зданиями, а проекты общественных зон будут (или не будут) реализовываться.

Киев. Площадь Победы. Фото Олега Стельмаха из ЖЖ elektraua.livejournal.com

Например, постоянные столкновения жителей с застройщиками – результат землеотводов периода Черновецкого 2005-7 годов. Василий Присяжнюк, главный архитектор в 2003-2008 годах не справился со строительным бумом. А триумфальное шествие высокого стиля Быкоко по Киеву остановил кризис 2008-го года.

В то же время, под прямым и косвенным контролем Главного архитектора Киева находятся рынки с оборотом в сотни миллионов долларов: вся стройка в Киеве (около миллиона квадратных метров в год), наружная реклама (половина рынка Украины в деньгах), МАФы (7-9% киевской розницы), туризм, городская среда.

Главный архитектор влияет и на то, сколько будет стоить недвижимость в городе: в цене квадратных метров сейчас есть доля коррупционных издержек и неэффективного управления.  

Позиция главного архитектора Киева по объему подконтрольных рынков сопоставима с директорами крупнейших украинских государственных компаний-монополистов. Соблазн "попилить еще чуть-чуть" слишком велик, чтобы просто так от него отказываться.

Главный архитектор важен и политически. Главный архитектор определяет, начнут ли киевляне гордиться своим городом к следующим выборам.

В чем проблема?

Киев стоит перед вызовами депопуляции, ухода бюджетов в регионы после децентрализации, неработающего законодательства, кризиса и войны.

В наследство от советского и постсоветских периодов Киеву достались огромные панельные "спальники" на окраинах – районы энергозатратных зданий, со слабой дорожной сетью, неработающей городской экономикой, высокой востребованностью автомобилей и нехваткой парковочного места.

Эти районы – источники социальной катастрофы и один из главных вызовов постсоветской Восточной Европы.

Уличная среда Киева деградировала – даже в центре улицы с ровными тротуарами можно пересчитать по пальцам. Один из главных ресурсов Киева –  река, парки и рекреации – не используются или полностью разрушены.

В городе масштабный кризис градостроительной документации. Старый Генплан неэффективен, новый откровенно коррупционен, зонинга и ДПТ нет, выделение земли в городе заблокировано. 

От нового главного архитектора зависит, как будет выглядеть Киев завтра. Не вырастут ли в нем новые "монстры". Фото Олега Стельмаха из ЖЖ elektraua.livejournal.com

Сейчас – момент большого социального перелома, перехода от феодализма к рыночной экономике среднего класса. Доля городских и национальных денег в капитальных инвестициях незначительна: по 1-2%. Основной источник инвестиций: бизнес и киевляне. Люди, которые инвестируют в город, требуют своего права на участие в принятии решений.

За последние 100 лет Киев стоял перед настолько масштабными вызовами только после Второй мировой войны.

Почему нельзя просто провести нормальный конкурс?

В целом внутри КМДА нет консенсуса о целях конкурса. Есть публично озвученное политическое решение мэра о чистом и открытом конкурсе. Но КМДА не является монолитной структурой. В администрации есть люди, которые пытаются что-то делать, а есть дремучий, непроходимый и зачастую коррумпированный совок.

Ясной стратегии и понимания целей развития города в администрации нет. Чиновники заняты балансированием коммерческих интересов. Иногда они отвлекаются на самодеятельность и, с чувством, что они спасают Киев, беспорядочно разбрасывают лавочки по городу.

Простой пример – создание пешеходных улиц, магистральное направление развития европейских городов последних 30 лет. О создании новых пешеходных улиц в Киеве речь вообще не идет. С Андреевского спуска сняли "кирпичи", оплаченные и установленные меценатами автоблокираторы город уже год отказывается брать на баланс, департамент транспорта попытался отменить Крещатику "пешеходность" по выходным.

Причем, глава департамента транспорта Козловский (член комиссии по выбору главного архитектора) просто не понимает, почему идея открыть Крещатик по выходным для автомобилей вызывает протесты.

Городские чиновники до сих пор не усвоили даже базовые правила: "не трогайте идеологически маркированные пространства", "не врите в фейсбуке и не стирайте опубликованные посты", "привлекайте экспертов и общественность".

Послереволюционная Реакция в Киеве настолько же масштабна, как и на национальном уровне.

Кто в комиссии?

Состав комиссии был, в том числе, предметом переговоров представителей КМДА и городских активистов после выхода открытого письма.

Уже после согласования списка из 15 человек, который обе стороны признали профессиональным и компромиссным, в комиссию в одностороннем порядке были добавлены администрацией несколько чиновников. Сейчас в комиссии 19 человек.

Комісія. Фото з сайту КМДА

Всего в комиссии: восемь представителей КМДА, два иностранных эксперта (Германия и США), шесть архитекторов советской школы и представителей Союза архитекторов, один представитель МинРегионБуда (по закону), два представителя общественности (Оксана Величко и Евгения Кулеба).

Секретарь комиссии – Оксана Величко из Реанимационного пакета реформ Киев, член антикоррупционного совета при мэре.

Глава комиссии – Александр Спасибко, новоназначенный заместитель мэра по строительству, которого более полугода не утверждали в Кабмине. Долгое время он руководил компанией-девелопером "Ярославов Вал", принадлежащей  Леониду Юрушеву (построенные с вызывающими нарушениями высотности отель Интерконтиненталь в 100 метрах от Софии Киевской, отель Fairmont на Подоле, офисный центр Леонардо около Оперного театра)

По сути Главного архитектора выбирает комиссия под руководством высококвалифицированного прораба.

Насколько комиссия профессиональна?

В целом в комиссии – честный срез процессов, идущих сейчас в украинском обществе.

Чиновники молчат и не ходят на заседания комиссии. Общественники требуют прозрачности и задают неприятные вопросы.

Руководители Союза Архитекторов (организация с вертикальной структурой, созданная при Сталине для идеологического контроля) занимают откровенно реакционную позицию.

Часть архитекторов старой школы продолжают говорить из парадигмы плановой экономики, вторая часть говорит о ценностях – и половина комиссии этого просто не понимает.

В комиссии состоит заместитель мэра по культурной политике, образованию и науке Анна Старостенко и глава департамента транспорта Александр Козловский. От МинРегионБуда в комиссию делегирован заместитель министра Максим Малашкин.

Все они посетили только первое заседание комиссии, где обсуждалась процедура конкурса.

По протоколам, на последних 4 заседаниях их не было – они не видели кандидатов, не задавали им вопросов. Разумеется, у каждого из них нашлось множество уважительных причин не прийти – но есть ли теперь у их голосов ценность? 

Киев сегодня. Панельки Русановки. Фото Олега Тоцкого из ЖЖ tov-tob.livejournal.com

Также, несмотря на участие в комиссии непосредственно главы аппарата КМДА Владимира Бондаренко, в комиссии оказались два представителя аппарата: Татьяна Стекленева (начальник управления по работе с персоналом) и Ольга Яковлева (замначальника юридического управления)

Сложно сказать, насколько профессия этих специалистов позволяет им сделать качественный выбор при голосовании за Главного архитектора. И еще больше вопросов вызывает независимость сотрудников аппарата среднего звена в голосовании.

С иностранными экспертами нам всем повезло – это специалисты высокой квалификации от немецкого и американского обществ международного сотрудничества. Урбанист Катерина Георге работает в Киеве от GIZ, консультант по землепользованию Алан Слайфер от USAID.

В частных разговорах эксперты с сожалением констатируют, что конкурса стратегий не получилось и коррупционные риски очень высоки.

На заседаниях комиссии международные эксперты говорят очевидные для украинского общества вещи: украинское образование слабое, урбанизм как школа в Украине отсутствует, концепции школы градостроительства устарели на десятилетия, большой опыт работы в гнилой системе не может рассматриваться как достоинство.

Им противостоят представители Союза Архитекторов. По их мнению, в Украине все отлично – и с образованием и с профессиональной средой, а общественность слушать не надо, потому что она вся у кого-то на содержании.

Но иностранные члены комиссии – прежде всего консультанты. Выбор иметь коррупционную ширму вместо реального специалиста – это всегда выбор нашего общества.

Кто претендует на позицию?

На позицию претендует 12 кандидатов. С их конкурсными стратегиями можно ознакомиться на сайте КГГА

Как основные кандидаты в шорт-лист называются действующая и.о. главы департамента Анна Бондарь, глава института Генплана Сергей Броневицкий, Адрей Миргородский, Александр Свистунов, Юрий Скляренко.

За многими из них тянется шлейф коррупционных скандалов и вовлеченность в разрушение исторической среды Киева. Несколько кандидатов много лет были подрядчиками главы комиссии Александра Спасибко.

На этой неделе должен быть озвучен шорт-лист. Но о нем – уже в следующем материале.

Как проходит конкурс?

Как все конкурсы в Украине – пока не включается общество, ничего не двигается.

Начался он с публичного обращения члена комиссии от общественности к главе конкурсной комиссии с требованием начать процедуру. 

Первым этапом был экзамен кандидатов на знание законодательства. На этом экзамене два кандидата (Броневицкий и Скляренко) ответили на 100 вопросов из 100.

Кандидатам были известны три закона, по которым формировались 45 вопросов из 100. Еще 55 вопросов были из "отрасли градостроительства и архитектуры" – это десятки (!) законов, подзаконных актов и больше сотни многостраничных отраслевых норм, состав которых был кандидатам неизвестен.

Члены комиссии утверждали, что списать было совершенно невозможно, а билеты кандидаты получить не могли, ведь доступ к билетам имело "всего" три человека в КМДА и удивлялись, что не все конкурсанты ответили на все 100 вопросов правильно.

Лавра, которой уже сегодня не видно на фоне "высотных монстров". Фото Олега Тоцкого из ЖЖ  tov-tob.livejournal.com

Как обычно в Украине, ситуация выглядела безупречно юридически и вполне однозначно этически. В итоге публичного скандала и давления общественности, комиссией было принято решение, что экзамен не учитывается в итоговых результатах конкурса.

Затем – еще до завершения презентация кандидатов комиссии – на сайте КМДА были опубликованы pdf-версии стратегий – и кандидаты из конца списка шли на презентации и собеседования уже с возможностью изучить все стратегии всех кандидатов.

Все это время в прессе появляются откровенно заказные материалы без авторства, бьющие по отдельным кандидатам.

В целом конкурс выглядит сочетанием намерений одной части конкурсной комиссии "порешать вопросы", бардаком в организации и требованием другой части конкурсной комиссии обеспечить чистую процедуру.

От того, какая логика победит в этой типичной для сегодняшней Украины ситуации, зависит, как все мы будем жить.

Пока что комиссия выходит из переговоров и внутренних конфликтов –  публичные презентации, публикация презентаций кандидатов изначально не были заложены в ход конкурса и были внесены туда под давлением членов комиссии от общественности.

Впереди отбор шорт-листа, публичные лекции (14 – 18 марта) и окончательный выбор комиссии одного из кандидатов для рекомендации мэру.

Что может спасти конкурс?

Еще до начала конкурса более сотни городских активистов вышли с открытым письмом и рядом требований.   

Единственное, что объединило очень разных людей, занимающихся в городе разными проектами – понимание экстренной необходимости для города профессионально и этически легитимного специалиста на позицию Главного архитектора. Общественность не поддерживает ни одного из кандидатов.

Активисты выдвигали эти требования не "для себя", а для всех.

В городе идет масштабная война громады с застройщиками, уничтожающая возможности здорового инвестирования в город. Столкновения происходят каждый месяц. Найти выход из этой войны – в интересах всего города.

Киев сегодня. Троещина.  Фото Олега Тоцкого из ЖЖ  tov-tob.livejournal.com

К сожалению, конкурс не стал соревнованием стратегий. Профессиональная и этическая репутация большинства конкурсантов такова, что говорить о конкурентности в принципе нельзя.

В стране с действующими судами большинство кандидатов просто не попали бы на конкурс и не прошли проверку по критериям коррупционности, участия в разрушении исторической среды или участия в столкновениях застройщиков с громадой.

Риск, что выбранный специалист не будет принят громадой, крайне высок.

За последние несколько лет общество изменилось – глядя на здания, построенные в историческом центре города с вызывающими нарушениями высотного регламента, горожане выбирают здравый смысл и свои глаза, а не "юридически совершенные" документы, узаконивающие наплевательство на городские традиции и нормы.

Единственный выход сейчасеще большая публичность процедуры, четкость критериев оценки кандидатов и публикация результатов оценки кандидатов членами комиссии; публичная готовность мэра помочь реформам департамента и подконтрольных ему отраслей всеми имеющимися средствами.

Не менее важно и публичное признание руководства КМДА, что специалист, который будет выбран на конкурсе, получит реальный мандат на реформы, реальные ресурсы для этого и прямую политическую поддержку на уровне мэра.

Фото з facebook

Запрос общества на изменения, новые практики и правила игры очень велик.

Киев – большой город но, при единых правилах игры, места в нем хватит всем.

С Майдана прошло два года, но забыть этот урок слишком сложно – когда управленцы выбирают свои мелкие частные интересы и отказывают обществу в реализации запроса на изменения, рано или поздно начинает говорить улица.

 

Дмитрий Гурин, урбан-активист, член Совета общественных экспертов и соавтор конкурсного задания международного конкурса Terra Dignitas  

powered by lun.ua