Будущее столицы – какое оно

27.06.2011  10:59 __ Владимир Нудельман

Недавно состоялась презентация проекта Стратегии развития Киева до 2025 года. Вместе с новым генпланом столицы, который явится важным инструментом реализации Стратегии, она имеет важное не только социально-экономическое, но и общественно-политическое значение.

Поскольку в этих документах определяется содержание будущей оперативной и стратегической деятельности столичной власти - они должны стать общей программой всех претендентов на должности мэра и депутатов Киеврады на выборах в 2012 году.

Киевляне смогут отдать предпочтение тем из них, кто предложит лучший план реализации данных документов - с указанием четких сроков выполнения каждого задания, их стоимости и источников финансирования, ответственных исполнителей, индикаторов достижения цели.

С обязательством ежегодно отчитываться перед общиной о ходе реализации. С неотвратимостью наказания виновных в невыполнении запланированных мероприятий, вплоть до добровольной отставки мэра и его команды.

И контроль над ходом реализации должен быть не чиновничьим, а общественным.

Но для осуществления этих предложений необходимо, чтобы киевская власть реализовала один из важных принципов Европейской хартии городов, принятой Советом Европы в 2008 году. А именно: обеспечила киевлянам возможность активного участия в обсуждении Стратегии, ее совершенствовании и реализации.

Общественная поддержка Стратегии - важная гарантия ее успешной реализации.

С другой стороны, надо надеяться, что весь процесс рассмотрения и реализации Стратегии послужит катализатором налаживания групповой солидарности жителей Киева, повышения роли местного самоуправления. Особенно - самых приближенных к гражданам органов самоорганизации населения.

Если оценивать проект Стратегии с этой точки зрения, то можно высказать ряд предложений по его содержанию.

Киев - вечный город, и его развитие, безусловно, не завершиться в 2025 году. Поэтому было бы целесообразным сформулировать видение будущего столицы, стратегические ориентиры ее развития. Очертить более далекую перспективу. Это позволит убедиться, что намеченные на 2025 год задания являются закономерным этапом долгосрочного развития города, увидеть степень приближения к решению его наиболее острых проблем.

С этой точки зрения нуждается в уточнении предложенная формулировка миссии Киева как высшего смысла его существования.

В заглавной фразе Стратегии сказано, что Киев в 2025 году будет инновационным экономическим центром в восточно-европейском регионе.

Почему только "экономическим"? И почему только в этом регионе? 

Представляется, что глобально Киев должен позиционироваться как столица крупнейшего и в перспективе успешного европейского государства, как важнейший перекресток цивилизаций, пространство международных встреч и контактов, как мировой Город, в котором разрабатываются и реализуются эталонные инновационные модели:

- интелектуальноёмких производственных и социальных технологий;

- эффективного развития, как это намечено в Стратегии, на основе использования своей яркой природной и культурной самобытности;

- гармонизации экологических, социальных и экономических факторов роста;

- налаживания солидарных отношений - как в самом городе, так и с его пригородной зоной и другими территориями страны.

Все решения Стратегии должны быть системно увязанными и устремленными на реализацию миссии города в перспективе ближайших 15 лет, в объеме, позволяющем решить неотложные проблемы Киева с учетом предвидимых ресурсных ограничений.

Чтобы убедиться в правильности решений Стратегии, целесообразна разработка 2-3 вариантов развития Киева. Они могут отличаться перечнем и очередностью осуществления предлагаемых заданий, прогнозируемой результативностью в реализации миссии столицы в этот период.

Однако вряд ли жителями Киева будет корректно и позитивно воспринято, что одна из его сильных сторон - "сравнительно невысокая стоимость жизни по сравнению со столицами государств Восточной Европы".

В Стратегии целью экономического роста определено только приближение в 2025 году к уровню указанных выше столиц. Но при такой "динамике" столичной экономики - каким образом Украина сможет уже в 2020 году войти в число 20 самых успешных стран мира?

Что касается цели повышения комфорта жизни, то, очевидно, вместо "создания новой методики" его оценки, целесообразней было бы использовать отечественную или международную методику и имеющиеся расчеты региональных индексов человеческого развития. Тем более что предлагаемые индикаторы состояния не всегда позволяют оценить социальный результат намечаемых преобразований.

Так, по транспорту приведена динамика показателей длины линий общественного транспорта на 10 тысяч человек и удельный вес площади дорог в общей территории города. Однако социально значимая цель должна заключаться в том, чтобы сократить до приемлемых величин - максимум 45 минут - затраты времени киевлян на передвижение к основным местам жизнедеятельности.

Вряд ли для оценки экологических ограничений достаточно ограничиваться рассмотрением только "плотности загрязнения атмосферного воздуха". Для Киева важна также оценка состояния водного бассейна и почв.

Сомнительна приемлемость намеченной на 2025 год плотности выбросов вредных веществ в атмосферу - 250 тысяч кубических километров в год. В этом случае Киев останется одним из самых загрязненных регионов Украины. Такое положение вряд ли существенно улучшит жизненную среду и его инвестиционную привлекательность.

В связи с наличием на территории Киева опасных инженерно-геологических явлений и химических производств - важно учесть показатели природно-техногенной опасности.

В Стратегии предусмотрено сохранить опережающие, по сравнению со всей Украиной, темпы экономического роста Киева, привлечения инвестиций и талантливых кадров. Очевидно, что в ближайшие годы сломать эту тенденцию невозможно, да и не нужно. Но ее сохранение и в дальнейшем сопряжено с появлением неучтенных критических рисков.

На национальном уровне - это наращивание до опасных размеров существующих значительных различий в условиях жизни киевлян и населения других частей Украины, что спровоцирует рост социальной напряженности в обществе.

Национальные ресурсы роста ограничены, реформы запаздывают. На этом фоне вымывание трудовых, интеллектуальных и инвестиционных ресурсов с различных территорий, особенно из сел и малых городов, создает опасность их социально-экономической деградации и массового оттока населения в Киев.

А это практически лишит город главного ресурса своего развития - уникальности.

Для предотвращения такого сценария в программе реализации Стратегии необходимо предусмотреть активное участие государства в регулировании межрегиональных пропорций развития страны и внедрение договорных отношений Киева с городами, призванными взять на себя ряд его функций. Особенно это относится к поселениям пригородной зоны, в которых реализуются общие с Киевом проблемы развития.

Например, в Венгрии законодательно установлено, что вся деловая активность в стране должна обеспечивать сглаживание резких контрастов условий жизни в Будапеште и в других поселениях.

Следующий потенциальный риск связан с тем, что Киев, обладающий в национальном масштабе наибольшей инвестиционной и демографической привлекательностью, массово притягивает к себе различные виды деятельности, профиль и масштаб которых не всегда соответствует его столичному статусу и резко лимитированным ресурсам развития - прежде всего земельным, экологическим, инфраструктурным.

Превышение пороговых значений наличия этих ресурсов создает угрозу сохранения и эффективного использования уникальности городской среды. Это можно наблюдать в Киеве уже сегодня.

Поэтому важной задачей Стратегии должно быть обоснование оптимальных межотраслевых пропорций использования сосредоточенного в столице наиболее качественного человеческого капитала, самых дорогих земель и других ресурсов. Критерий - соответствие миссии города.

В то же время в Стратегии следует предусмотреть ограничение в Киеве промышленных и административных функций.

Деиндустриализация столицы - закономерный процесс для развитых стран. Требует дополнительных обоснований целесообразность сохранения в перечне возможных типов кластеров столицы таких, как Научно-исследовательский центр сельского хозяйства - образование и научно-исследовательская робота, и ряда других.

Решению ключевых задач развития Киева способствовал бы вынос из него министерств, госадминистраций области и Киево-Святошинского района. В крайнем случае - из исторического ядра центра города. Это позволит сократить транспортные потоки, сделать пешеходным и удобным для туристов исторический центр столицы. Зачем в центре Крещатика расположен Минагрополитики, рядом Минтопливэнерго и другие?

Но главный вопрос, заслуживающий особого внимания при обсуждении и утверждении Стратегии - этапы ее реализации с обязательным выявлением мнения киевлян.

Представляется, что системным приоритетом на 2011-2015 годы, главным объектом использования инвестиций - должна стать модернизация городской инфраструктуры и улучшение экологической ситуации.

Именно это создаст предпосылки для достижения всех стратегических целей развития Киева.


Владимир Нудельман, специально для Украинской Правды. Киев
powered by lun.ua