Киоск для Бога?

06.09.2012  11:00 __ Дмитрий Марковский

Почему так раздражают сообщения в СМИ о строительстве УПЦ МП капитального храма около фундамента Десятинной церкви на Старокиевской горе?

Потому что, абсурднее не придумаешь. Стройка незаконная, горожанам в любимом сквере совершенно не нужная, но все равно будет завершена. Решили себе попы УПЦ МП, что будет в центре матери городов русских отстроен  Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы и, как говорится, хоть кол им на голове теши.

Когда в 2007 году на Старокиевской горе появилась часовенка УПЦ МП, СМИ немного повозмущались, а потом решили плюнуть и забыть. Все-таки землю попам никто не выделял, а часовня — что-то вроде малой архитектурной формы (МАФ), всего-то — временное сооружение (ВС) для Бога и прихожан.

Но нет ничего более постоянного, чем временное. В подтверждение этой избитой истины, с недавнего времени священнослужители-основатели самостроя затеяли расширение храма — залили под него бетонный фундамент, облицевали камнем, за счет пристроек увеличили его полезную площадь, завершили монтирование металлического каркаса для купола.

На предписание ГАСКа демонтировать результаты такой "реконструкции" попам плевать с высокой колокольни, которую, наверное, тоже собираются строить. Все ж таки монастырь!

Все понимают, что первый замглавы КГГА Александр Мазурчак (курирует главк по контролю над благоустройством и его рабочий орган — КП "Киевблагоустройство"), как представитель партии власти, конечно, никакого приказа о сносе поповского МАФа не даст. Потому что Божий человек, а все Божье – вечное. Даже МАФ с колокольней. В статусе монастыря.

А что? Отличный туристический объект. Единственный в мире законный МАФ Бога.

А почему всем можно, а Богу нельзя? Это, по сути, такой же киоск, как и все остальные в столице, понаставленные где попало и как попало – на красных линиях, коммунальных сетях, местах массового прохода граждан и пр. И все равно, что эти МАФы – уже не МАФы, а ВСы. Суть – та же….

Порою думаешь, что,  появляющиеся  в самых неожиданных местах незаконные киоски, уж точно снесут. Ан нет. Просто этим процессом руководит, согласно должностным инструкциям и главенству в определенной комиссии господин Мазурчак. А он, как известно, опытный госслужащий, ему виднее.

Ну, с чиновниками у нас, допустим, все понятно. Какой там Бог? Какая совесть? Не смешите, у всех есть Интернет.

А тут – Церковь. И ее служители, вроде как, призваны нести в мир, погрязший во грехе и страстях, свет божьего Слова: истины, нестяжательства, смирения и любви к ближнему.

А вместо этого? Попы, презрев Божьи заповеди и пороча Церковь, публично плюют на власть, которая, как помнит любой христианин, как ни крути, а от Бога. И которая, вроде как посредник от Бога, шлет совершенно однозначно законные мессиджи – убрать странное непотребство, стоящее на месте Десятинной церкви.

Смирение, которое приближает к Создателю? Только не на колокольне монастыря УПЦ МП напротив рушащейся Андреевской.

Интересы прихожан? Да кому они интересны, свечки все равно купят.

Законы? Нормативы? Да туда же их! Мазурчак же все равно придет на исповедь.

Понимаю, что, как  минимум, нарываюсь на анафему. Небеспочвенно.

Когда часовенка УПЦ МП только появилась около фундамента Десятинной церкви, я решил написать по этому поводу заметку в газету "Экономические известия" (в то время там работал). Очень быстро из трех-четырех источников узнал, что строение появилось незаконно и предписания о демонтаже хозяевам этого безобразия районными управлением благоустройства уже вручены. Попутно, объяснили, что этот прецедент далеко не исключение из правил.

"Таких часовен УПЦ МП, которые надо нещадно сносить, в центре Киева уже около десятка. Построивших их попов, которые не хотят ничего понимать, за бороду бы и об асфальт!",— возмущался в частной беседе тогда один из замов начальника районного управления по контролю над благоустройством. В сказанное с таким эмоциональным накалом я почему-то поверил сразу.

Но самое интересное было чуть позже. Съездив к незаконному новострою, увидев все воочию и немало расстроившись по поводу увиденного (уродский сруб в таком красивом месте радовать не может), попытался взять комментарий у священнослужителей.

На месте оказался представитель церковной общины, представившийся полномочным. Наблюдая за  ходом стройки, он вначале долго испепелял меня взглядом. Потом принялся выспрашивать: кто я и почему я, какой-то корреспондент, вдруг тут этим интересуюсь? Потом довольно жестко начал объяснять, что, мол, божье ж дело, и, какие, мол, вопросы вообще быть могут?

Устав от надоевшего еще по малой родине "мурчания", коего от служителя культа вовсе не ожидал, я оставил ему визитку и, попросив передать ее настоятелю, чтобы тот сформулировал внятный комментарий, побежал отписываться в свою ежедневку. 

Звонок с неизвестного телефона раздался, когда половина заметки уже была написана.

— Алло. Это Вы пишете о нашем храме?

— Я.

— А как Вы пишете? Хорошо или плохо?

Тут признаться, я опешил. Но ответил твердо:

— Да уж как сочту нужным, так и напишу. А Вы, если и есть настоятель, комментарий коего я хотел получить, скажите, что-то по делу — и это будет отображено.

Ответ просто вогнал меня в ступор:

— Вы сперва подумайте, как о нас писать. А то мы можем помолиться за ваше здравие, а можем помолиться и как-то по-другому, а вообще еще и просто можем подъехать "разобраться"…

После этого сказать в ответ что-то вразумительное, я просто не смог. А как?! Совершенно незавуалированная угроза. И от кого?! От служителя Церкви, который пообещал поставить мне свечку за упокой. И кто сказал, что в Киеве колдуны перевелись? Нет, они просто переквалифицировались, попутно обзаведясь братками и волынами.

Естественно, что после этого я просто был обязан написать про самострой УПЦ (МП) с особым цинизмом. А историей об угрозах со стороны попов (кстати, кроме них, Бог миловал, еще никто так внятно не угрожал мне, как журналисту) я потом еще долго баловал своих знакомых. Но общаться с попами УПЦ МП — какие уж там священнослужители?! — мне больше никогда не хотелось.

И через пять лет снова думаю: ну зачем УПЦ МП себя в таком дремуче-бандитском свете выставляет? На кого рясы одевают? Какой пример прихожанам показывают?

А если, не приведи Господь, православные предприниматели Киева этот боговдохновенный опыт перенимать начнут — свои киоски в двухэтажные капитальные сооружения перестраивать? Подумают, стало быть, не от Бога то власть эта, раз ее пастыри в упор не замечают. А значит каждому колоколенку построить можно. Даже на крыше небоскреба. А что? Пример на Оболони уже есть.

А когда начнут эти колоколенки с крыш на головы валиться, беспокойство и сумятица полная в народе случится. И воскликнут многие: "Господи, скорее уж Страшный суд!". А может, довести ситуацию до полного абсурда — оно и правильно? Глядишь и революция в 2017 случится — аккурат к столетию большевистской…

Может, 100 лет назад до революции как раз, и довели такие вот попы и мазурчаки?

 

Дмитрий Марковский, вице-президент Агентства журналистских исследований, специально для УП

powered by lun.ua