Гостиный двор теперь можно снести или надстроить небоскребом

23.01.2012  14:46 __ Ирина Карманова

В первых числах января стало известно о том, что Кабинет министров еще 15 августа 2011 года выдал Постановление "Об исключении здания Гостиного двора из списка памятников архитектуры Украинской ССР, которые пребывают под охраной государства". Это означает, что со зданием теперь можно делать, что угодно: продать, снести, реконструировать, надстроить.

Понятно, что подготовил это постановление недавно созданный и наделенный большими полномочиями Департамент культурного наследия и культурных ценностей Минкультуры. Возглавляет Департамент Андрей Винграновский, о котором известно, что он сын украинского поэта Николая Винграновского, и ничего не известно о его деятельности в области сохранения культурного наследия. Хотя, он лично уже успел согласовать скандальное строительство офисного здания во дворе на ул. Пирогова, 2, рядом с памятником архитектуры национального значения.

Особо активной деятельностью в Департаменте выделяется заместитель Винграновского Виктор Вечерский, которого киевляне знают, как специалиста по написанию и проталкиванию по инстанциям (научным и методическим советам) обоснований для сноса памятников архитектуры Киева для освобождения мест под новое строительство.

Последние из них: дом на ул. Сагайдачного, 1 б (усадьба архитектора Казанского, 1909 года), дома на ул. Нижний Вал, 17 и 17/6, конца XIX века,  и, наконец, обоснование для исключения Гостиного двора из списка памятников.  

Свое твердое и окончательное мнение о том, что Гостиный двор не является памятником, а есть новоделом, и не представляет ценности, Вечерский высказал на телеканале Сити 12 января.

Гостиный двор до воссоздания

Учитывая то, что Департамент принимает все решения по памятникам в Киеве (Управление по охране культурного наследия КГГА уже не имеет таких полномочий), можно с уверенностью сказать, что снос 100-летнего особняка на ул. Мельникова, 51, и уже предрешенный снос дома на ул. Золотоворотской, 11, также являются его делом.

Можно предположить, что это лишь малая часть старинных зданий, планируемых под "ликвидацию" или уродование путем надстроек и реконструкций.

УООПИК против, но его не слышат

Но не все так просто. Общественность сопротивляется. Летом, 4 июля Научно-методический совет по вопросам реставрации и реконструкции исторической застройки Минрегионстроя рассмотрел вопрос определения историко-культурной ценности "Гостиного двора" (охранный № 872). Обсуждение было долгим и бурным, решение -  неоднозначным. На него отреагировало Украинское общество охраны памятников истории и культуры (УООПИК).

В Кабинет министров на имя Николая Азарова было направлено письмо за подписью   председателя УООПИК Петра Толочко. В письме говориться о том, что профессиональная общественность обеспокоена намерениями ревизии историко-культурной ценности памятника архитектуры и градостроительства национального значения "Гостиный двор" с целью его исключения как из перечня памятников, не подлежащих приватизации, так и из перечня памятников вообще.  

УООПИК считает, что именно для этого 4 июля 2011 года было организовано заседание совета Минрегионстроя. Создается чрезвычайно опасный прецедент, открывающий путь к признанию такой, которая не имеет исторической и культурной ценности, любой  достопримечательности в Украине. Достаточно кому-то захотеть ее приобрести.

Гостиный двор сегодня

Специалисты считают, что 4 июля попытка ревизии ценности этого памятника возникла не ради установления объективной истины, а в связи с намерениями будущих владельцев освоить внутридворовое пространство памятника, а возможно, и надстроить его несколькими этажами.

УООПИК, которое в 1979 году принимало финансовое участие в воссоздании этого памятника и привлекло для этой цели 100 тысяч советских рублей общественных средств, выражает решительный протест против преступных намерений исказить памятник и просит правительство принять все необходимые меры для его защиты.

Ответа на это письмо общественная организация не получила. Впрочем, как и на многие другие письма, направлявшиеся в местные и высшие органы власти, касающиеся сохранения культурного наследия. Считаться с мнением общественности у нас не принято и этому уже никто  не удивляется. Почти все, кто рвется (или уже дорвался) к власти в  Киеве, питают слабость к строительному бизнесу и прилагают все усилия для использования территории города и его строений в корыстных целях.  Расставив "своих" людей на ключевых постах им это удается.

Остается открытым вопрос: как могло случиться, что по чьему-то заказу, по воле одного чиновника был открыт путь к сносу или уродованию прекрасного сооружения, которым уже много лет восхищаются отечественные и приезжие специалисты и киевляне?! И что ждет Киев дальше? 

Цена Гостиного двора

По словам Валентины Шевченко, автора проекта воссоздания Гостиного двора, первый Гостиный двор в Киеве был построен на Подоле архитектором Иваном Григоровичем – Барским в 1760 году. Это были одноэтажные корпуса, окружавшие прямоугольный в плане двор.

С 1798 года на площади, названной в дальнейшем Контрактовой, проводились ярмарки. С возрастанием объемов торговли возникла необходимость строительства более крупного, уже двухэтажного Гостиного двора на самой площади. Разработку проекта поручили известному петербургскому архитектору Луиджи Руска. В сентябре 1809 года проект Руска был утвержден в высших государственных инстанциях. В архивных документах подчеркивается, что проект "предусматривал здание о двух этажах с прекрасным фасадом". 18 сентября началось строительство нового Гостиного двора.

Гостиный двор может исчезнуть?

Однако после пожара 1811 года, во время которого сгорела почти вся жилая застройка Подола, строительство остановилось из-за отсутствия средств. Успели возвести только один этаж, который накрыли деревянной крышей. В таком состоянии Гостиный двор пребывал до  1825 года. Затем было решено скорректировать проект, оставив один этаж, немного видоизменив элементы фасадов.

Каким же был Гостиный двор по первоначальному проекту? В киевских архивах удалось найти первоначальный план здания, а в ленинградском –  фасады и планы двухэтажного Гостиного двора за подписью Л. Руска, т.е. первоначальный проект, на основе которого и Шевченко и выполнила проект его воссоздания.

Разработка проекта была включена в план работ научно-исследовательского реставрационного отдела Госстроя УССР в 1971 году. Тогда готовились к прохождению трассы метрополитена верхним заложением по ул. Жданова (сейчас Сагайдачного). Трасса должна была пройти под средней частью Гостиного двора.

Метростроевцы поставили задачу: в кратчайший срок выполнить обмеры здания, необходимые для выдачи проектных решений, позволяющих сохранить центральную часть памятника. На том момент Гостиный двор, размерами 121х64 м, имел сотни мелких помещений с разными хозяевами. В таких условия, зимой  специалистами  были выполнены архитектурные и частично археологические обмеры и исследования. К счастью, метростроевцы нашли метод прохождения трассы под Гостиным двором без сноса его центральной части.

На исследования, проекты, восстановительные работы Гостиного двора ушло 19 лет. Большую поддержку в воссоздании памятника оказали Госстрой во главе с Г.Злобиным и Украинское общество охраны памятников истории и культуры. Было принято решение  разместить в здании реставрационные организации и библиотеку Госстроя.

Отдельно стоит сказать о прекрасном дворе Гостиного двора. Вначале в нем устраивали  выставки цветов, снимали фильмы и др. Однако в дальнейшем загрузили машинами и хозяйственным инвентарем. А ведь такой двор в Киеве единственный. В нем могли бы проходить концерты, летние представления, показы мод и др.

В решении, каким быть Гостиному двору, кроме высокохудожественного образа проекта Руска, значительную роль сыграли расположение памятника в центре площади и его градостроительное значение. Площадь сформировалась еще во времена Киевской Руси. В начале XII века на ней соорудили храм Успения Богородицы Пирогощей. После татаро-монгольского нашествия территория Киева надолго ограничились Подолом.

Площадь стала главной и приобрела функции общественного и культурного центра. Она постепенно застроилась. В XV века на ней соорудили деревянную Ратушу (городская управа), перестроенную в дальнейшем в кирпичный Магистрат. Перед Магистратом по европейской традиции в XVIII веке был построен фонтан с колодцем "Фелициан", получившим, с появлением на нем скульптурной группы "Самсон и Лев", название "Самсон". Ротонда фонтана завершалась скульптурной фигурой апостола Андрея Первозванного.

С восточной стороны площади были расположены сооружения знаменитой Киево-Могилянской коллегии, в дальнейшем – академии – первого высшего учебного заведения в нашей стране. Значение площади поддерживалось строительством новых сооружений: в начале XIX века – Гостиного двора по проекту Л.Руска, и Общественного центра по проекту У.Гесте, из которого был построен лишь Контрактовый дом (также из-за нехватки денег). Оба архитектора придерживались одного высотного модуля – церкви Успения Богородицы Пирогощей, и бережно относились к сложившейся застройке.

Сегодня удивляет поверхностное, некомпетентное отношение властей всех уровней к культурному наследию Киева. Ведь в 2009 году киевская администрация заявляла о намерениях заняться реконструкцией Контрактовой площади, в частности, воссоздать недостающие части Общественного комплекса по проекту Гесте и здание Магистрата.

УкрНИИпроектреставрации и другим организациям были заказаны проекты, которые затем рассматривались в Главкиевархитектуре и УООПИК. Что же произошло? Изменилась власть?

По словам Шевченко, постановление Кабмина об исключении здания Гостиного двора из списка памятников архитектуры Украинской ССР – грубейшая ошибка.

Ведь реконструкция или надстройка Гостиного двора противоречат законодательству об охране культурного наследия в Украине (это территория заповедника "Древний Киев" и др.) и разрушат существующий градостроительный ансамбль исторической площади.

 

Ирина Карманова, журналист 

powered by lun.ua