Тепловой удар

06.02.2009  12:08 __ Богдан Шаповал, для УП

Отмена президентом распоряжения Киевгорадминистрации вряд ли остановит рост тарифов. Мэр столицы может подписывать подобные распоряжения снова и снова - до тех пор, пока противоречащие закону изменения в тарифной политике не будут отменены судебным решением. 

В январе КГГА в очередной раз повысила тарифы на тепловую энергию для потребителей - юридических лиц. Правомерно ли такое резкое повышение расценок на отопление и горячую воду? 

Присвоение полномочий 

Правовой статус КГГА имеет свои особенности. Так, решением Конституционного Суда от 25 декабря 2003 (№21-рп/2003) определено, что КГГА является единым в организационном отношении органом, который выполняет функции исполнительного органа Киевского городского совета и местного органа исполнительной власти. 

К слову, это приносит массу преимуществ: и полномочия исполкома, и государственной администрации. 

Полномочия КГГА, как исполнительного органа (исполкома) Киевсовета, определены законом о местном самоуправлении. В частности, в сфере регулирования тарифной политики КГГА имеет право устанавливать в порядке и в рамках, определенных законодательством, тарифы по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиям и организациям коммунальной собственности территориальной общины Киева. 

Законом определено общее право КГГА устанавливать тарифы на коммунальные услуги, но он указывает и на то, что реализация этого права происходит в порядке и в рамках, установленных законодательством. Бесспорно, теплоснабжение является коммунальной услугой, поскольку на это прямо указывают положения закона о жилищно-коммунальных услугах. 

Что же, КГГА действовало в рамках законодательного поля? 

Не тут-то было. 

Законом о ЖКХ определены полномочия местных органов самоуправления, а именно устанавливать цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законом. Этим же законом разведены полномочия КГГА и органов местного самоуправления, то есть, в нашем случае Киевсовета. Чему свидетельствует описание полномочий в разных статьях закона. 

Выходит, что по данному закону КГГА не воспринимается законодателем как местный орган самоуправления, а вернее, его исполнительный орган. 

Далее, статьей 13 закона о теплоснабжении определено, что установление для соответствующей территориальной общины тарифов на тепловую энергию в порядке и в рамках, очерченных законодательством, относится к полномочиям местного органа самоуправления. 

Реализуя свои юрисдикцию, в соответствии со статьей 59 закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления принимают решения. При этом решения принимаются как местным советом, так и его исполнительным органом. То есть, КГГА, исполняя функции исполнительного органа Киевсовета, обязана принимать решения, а не распоряжения. 

Таким образом, КГГА, реализуя полномочия исполнительного органа местного самоуправления в секторе тарифной политики, должна выносить решения, а не распоряжения. 

В тоже время, КГГА приняла решение об увеличения тарифов на тепловую энергию в форме распоряжения (№1780/1 от 25.12.2008), что соответствует форме актов местных государственных администраций (статья 6 закона "О местных государственных администрациях"). 

Мы подходим к тому, что, принимая новые тарифы на тепловую энергию в городе Киеве, КГГА действовала как местный орган исполнительной власти, а не как орган местного самоуправления - исполнительный орган Киевсовета. Отсюда следует, что Киевская городская государственная администрация не полномочна определять и утверждать тарифы на тепловую энергию на территории Киева. 

Недействителен без регистрации 

Следующий объективно возникающий вопрос. Если распоряжение это не акт органа местного самоуправления, то прошел ли он государственную регистрацию как нормативно-правовой документ? Ведь законодательство определяет вступление в законную силу такого документа не раньше, чем через 10 дней с момента его государственной регистрации в органах юстиции, если иного позднего срока не указано в самом документе. 

Отсюда также следует, что Киевская государственная городская администрация некомпетентна определять и утверждать тарифы на тепловую энергию на территории  Киева (указ президента от 03.10.92 №493/92). 

Отметим, что указная процедура не применяется в отношении именно актов местных советов и их исполнительных органов, принятых в форме решений. 

Государственную регистрацию нормативно-правовых актов КГГА проводит Киевское городское управление юстиции в порядке, определенном Кабинетом Министров. 

По имеющейся у автора информации, распоряжение КГГА №1780/1 от 25 декабря 2008 государственную регистрацию в Киевском городском управлении юстиции по состоянию на 3 февраля не проходило

Объяснить этот факт очень легко. Нормативные документы, которые представляются на государственную регистрацию и касаются прав, свобод, и законных интересов граждан, подлежат правовой экспертизе на соответствие требованиям Конституции, законодательству, Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, а также практике Европейского суда по правам человека. 

Безусловно, комментированное распоряжение не выдерживает ни какой критики, не говоря уже о соответствии его нормам всех указанных выше актов, поэтому о возможности регистрации такого продукта "космического разума" и думать не приходится. 

Пока суд не остановит 

Несмотря на обоснованную правовую позицию, подтверждающую неправомерность распоряжения КГГА, оно объективно существует, пока не отменено самой КГГА в судебном порядке или указом президента. 

Президент Ющенко своим указом № 65/2009 в очередной раз отменил комментированное распоряжение. Вместе с тем, автор бы не строил иллюзий по поводу эффективности документа, подписанного главой державы, поскольку мер Киева в очередной раз "переподпишет" распоряжение под другим номером и другой датой, но с неизменным содержанием. 

Больше того, оно подлежит исполнению всеми лицами, которые имеют к нему правовое отношение. Это так называемая презумпция правомерности акта. То есть, распоряжение правомерно до тех пор, пока не отменено. 

Ждать же отмены злополучного распоряжения самой КГГА, по мнению автора, бессмысленно. 

Так что же в таком случае делать? У потребителя есть две возможных модели поведения: платить по-новому, или защищать свое право на доступное тепло в своем жилище или офисе. 

Нанести упреждающий удар всегда эффективней, чем держать оборону. Если Вы твердо решили бороться, а не ждать, когда к вам позвонят или придут незнакомые люди, и будут требовать оплаты "справедливых" тарифов на тепло, необходимо соответственно подготовится. 

Как было обосновано выше, распоряжение №1780/1 не соответствует нормам законодательства. Так почему же его не обжаловать в судебном порядке? Данный спор будет подведомственен Окружному административному суду Киева. Сразу же отметим, что обращение в суд само по себе ничего не даст, поскольку обращение не останавливает действия обжалованного решения. 

Существенным является применение судом, по ходатайству истца, мер по обеспечению иска. Эффективными способами будут приостановка действия обжалованного распоряжения, а также запрет на принятие новых решение в отношении тарифов на тепловую энергию в городе Киеве

Обеспечение иска действует до решения дела по сути, а фактически, до момента его отмены (обеспечения). Вот такие нюансы юриспруденции. 

Богдан Шаповал, партнер юридической компании, для УП

powered by lun.ua