- С целью ремонта провала.
Чтобы не слишком проваливался!
Ильф и Петров, "Двенадцать стульев"
В последнее время заседания Киевсовета стало смотреть намного интересней. Особого колорита и непередаваемого шарма придает им присутствие столичного градоначальника, который день ото дня фонтанирует потоком все более "замечательных" идей о том, как наполнить киевский бюджет.
Причины такой находчивости лежат на поверхности - столичные финансы поют уже не просто романсы, а поминальный реквием. В прошлом году столичный бюджет недосчитался 5 миллиардов гривен, а главный финансовый документ на этот год вообще до сих пор не принят.
Очевидно, некоторым людям выгодно затягивать этот процесс, чтобы управлять городом в ручном режиме и одновременно убаюкивать киевлян сказкой о том, что следующий бюджет города будет равен бюджету страны.
Все это вызывает непреодолимый эффект дежавю. Ведь это мы уже проходили, как школьники-второгодники, которые не усваивают уроков. Неужели Киев и Украина возвращаются на уровень 1918 года, когда власть уничтожала людей и целые социальные прослойки, которые могли бы принести пользу стране и городу?
Сегодня в жертву популизму городская власть приносит учителей, врачей, чиновников, средний класс и всех, кто работает на благо Киева и создает общественные блага. Все они стали жертвами той налоговой системы, которая, наверное, была позаимствована городским руководством у великого комбинатора Остапа Бендера.
"У меня есть четыреста сравнительно честных способов отъёма денег", - говорил великолепный Остап. В мэрии их очевидно еще больше. По крайней мере в Киеве планируют брать деньги за все и вся - за въезд в столицу, за проезд в транспорте, за бабушкины квартиры, медуслуги, похороны, морги и даже за собак, кошек и туалеты. А идее о налоге за использование брэнда города Киева мог позавидовать и главный герой Ильфа и Петрова.
Воистину человеческая фантазия неиссякаема! Не удивлюсь, если в городе скоро появится должность собачьего инспектора, который, подражая голосу собак, своим лаем будет выявлять присутствие незарегистрированных домашних питомцев в квартирах киевлян.
Как вариант, могу предложить еще несколько идей, которые возможно использует мэрия для наполнения столичного бюджета. Например, "налог" на тень. Ведь в солнечное время тень от навесов или от зонтов торговых точек падает на коммунальную землю.
Как же можно допустить, чтобы они пользовались этой привилегией бесплатно? Или давайте увеличим календарный год на 2 месяца, как это сделал в свое время римский наместник Древней Галлии Лициний. Тогда доходы увеличатся, и бюджет просто распухнет от профицита.
Но самым прибыльным налогом в столице был бы "налог" на коррупцию. Тем более, что сегодня взятки для некоторых чиновников почти узаконили. Иначе как расценить так называемые благотворительные обеды замов действующего мэра с бизнесменами.
Нужно заметить, что в этом плане киевская власть не оригинальна - еще в XVIII века на острове Ява в Индонезии узаконили взятки. Правда, на словах мы ведь стремимся в Европу, только практика у нас почему-то азиатская.
Лозунг дня для киевской власти - богатые заплатят за бедных. Своеобразный недоразвитый коммунизм в отдельно взятом городе. Говорят, что все эти сборы ударят по карману богачей, но так ли это? Интересно узнать, поступила ли хоть одна гривна от действительно богатых людей в казну города и принесла ли она пользу простым киевлянам?
Ведь кроме множества льготных категорий бабушек и дедушек Черновецкого существуют среднестатистические и многодетные киевские семьи, которые, к сожалению, не входят в категорию "любимых". Нехитрыми вычислениями можно определить, какую часть их месячного дохода поглощают налоги действующего мэра.
Средняя номинальная зарплата в столице составляет 3 024 гривен. После вычета из нее подоходного налога, выплат в пенсионный, социальный и страховой фонды, остается около 2 419 гривен.
Таким образом, бюджет столичной семьи из четырех человек (муж, жена и двое детей) составляет 4 838 гривен. Но и эти деньги киевляне не могут потратить на свое усмотрение, ведь в силу вступает столичный "налоговый кодекс".
Коммунальные услуги за двухкомнатную квартиру сегодня составят около 400 гривен. Поскольку городская власть планирует их поднять еще на 30%, то киевлянам придется раскошелиться ежемесячно на 520 гривен.
Второй важной статьей расходов является проезд. Представим, что один из членов семьи пользуется общественным транспортом, второй - собственным автомобилем.
Месячный проездной билет на два вида транспорта после внедрения новых тарифов на проезд обойдется в 120 гривен. На месячный абонемент от Киевпарксервиса для парковки придется потратить 630 гривен. Не забудем при этом о ночной стоянке автомобиля, которая обойдется в 150 гривен.
В случае, если владелец авто откажется следовать навязанным правилам, его подстерегает другая опасность - блокировка колес или эвакуация автомобиля. И это в городе, где напрочь отсутствуют условия для нормальной парковки. То есть, платить все равно придется в любом случае - за разблокировку 200, а за возвращение эвакуированного автомобиля - 400 гривен. Таким образом, разработана система, которую Остап Бендер с полным правом мог бы назвать конгениальной.
Дети, к сожалению, остались совершенно забыты столичной властью. Не удивительно, они ведь не голосуют и не приносят политических дивидендов. Вся тяжесть воспитания ребенка лежит сегодня на родителях, город не только не помогает, но иногда и мешает этому процессу. Поскольку образование в последнее время хронически недофинансируется, родителям придется уплатить месячный взнос по 300 гривен в школу и детский сад.
Если, не дай Бог, кто-то из семьи заболел можно столкнуться с другим нововведением городской власти - платными медуслугами. Это когда утром деньги, а вечером стулья, то есть диагноз и лечение. Консультация - 130 гривен, инъекция - 48-71 гривен, анализ крови - 60-100 гривен, УЗИ - 150-200 гривен.
Итого, самый необходимый набор медицинских услуг обойдется киевлянину в 450 гривен. Предельный минимум лекарств потянет еще на 200 гривен.
А если семья имеет домашнего питомца ей также придется за это дорого заплатить. Ведь в Киеве должен быть только один главный друг человека. За кота или собаку нужно будет отдать от 7 до 77 гривен. На днях мэр уже "обрадовал" киевлян, что эта сума значительно возрастет.
Появятся и дополнительные кладбищенские тарифы - например, вход на Байковое кладбище за 50 гривен, жители будут платить по-новому за ритуальные услуги и даже за услуги паталогоанатомических отделений - благо услугами последних человек пользуется лишь раз в жизни.
Перечислив лишь небольшую толику сравнительно честных способов отъема денег у киевлян, мы обнаружим, что из семейного бюджета в 4838 гривен остается в лучшем случае 2 168 гривен.
На каждого члена семьи, таким образом, придется по 542 гривен в месяц. Сумма эта гораздо ниже прожиточного минимума, который сегодня зафиксирован на уровне 649 гривен.
Другими словами основная масса киевлян поставлена новыми "налогами" за черту выживания.
Когда французскому королю Людовику XVI один из подданных пожаловался, что не может жить при таких налогах, тот ответил, что это совсем не обязательно. Не надо забывать, что этому королю скоро отрубили голову. На налоговых вопросах правители и правительства во все века теряли головы значительно чаще, чем по всем остальным причинам, вместе взятым.
Налогообложение - это хождение по тонкому канату, где нужно обязательно соблюдать равновесие, иначе неизбежен социальный взрыв. С антиналоговых бунтов начиналась Американская, Французская, Русская революции. Страшно подумать, что Украина может стать следующей в этом ряду. А ведь революции совершаются именно в столицах.
Существуют общепринятые принципы налогообложения, несоблюдение которых грозит большими неприятностями.
Первый - это относительное равенство обязательств - налоги дифференциируются по четким критериям полезности или же платежеспособности. Таким образом, когда мэр говорит, что тарифы на аренду киевской канализации устанавливались "не глядя", потому что деньги в бюджет нужны уже завтра, это вызывает, по меньшей мере, удивление.
Второй принцип - экономическая нейтральность. То есть воздействие налога на производство или распределение ресурсов между экономическими субъектами должно быть минимальным. Это как принцип "не навреди" в медицине.
Поэтому, когда в Киеве намереваются поднять коммунальные тарифы для предприятий в 9,5 раза или массово сносят МАФы, нужно понимать, что это неизбежно скажется на рынке производства услуг и может уничтожить малый и средний бизнес.
Третий принцип - организационная простота. Издержки на сбор налогов должны быть минимальными. Столичная власть почему-то стыдливо умалчивает о том, сколько будет стоить киевлянам платный въезд в столицу для иногородних.
Ведь нельзя же поставить на трассе дядю, который будет собирать деньги в собственный карман! Это должны быть современные, технически оборудованные терминалы, которые бы к тому же не создавали пробок на въезде в город. Плюс к ним необходимы гостиницы и СТО. Это все дополнительные бюджетные траты, которые в условиях кризиса будут не скоро компенсированы.
Четвертый принцип - это налоговая гибкость, способность налоговой системы адекватно реагировать на изменение экономической конъюнктуры.
Наконец, пятый принцип - контролируемость со стороны налогоплательщиков. С этим в Киеве особенно плохо. Жителям не объясняют, почему они должны платить новый налог или сбор. Обоснование размера "налога" подкрепляется только рассуждениями политиков о благе "любимых бабушек" и никакими другими расчетами.
Куда пойдут деньги от новых "налогов" остается загадкой не только для жителей, но даже для руководителей районов и никто не даст гарантий, что эти средства попадут именно туда, куда они по идее предназначались.
Например, "Киевтранспарксервис" утверждает, что доходы от разблокирования колес идут на открытие новых парковок и установку новых паркоматов. До конца 2008 года обещали установить 57 паркоматов, но сейчас их только три. Куда исчезли остальные средства - неизвестно.
Боюсь, что такая же судьба может постичь и пресловутые медицинские сборы. Мэр обязуется повысить зарплату медикам в 5-10 раз, но не "застрянут" ли деньги киевлян в хитросплетениях столичного бюджета. Их ведь с успехом могут направить, например, на закупку новых эвакуаторов. Действительно, зачем платить деньги людям, если можно их вложить в дело, которое поможет содрать новые поборы с киевлян?
Таким образом, система Остапа Бендера работает в полную силу. Сломать ее могут только активная позиция киевлян и объединение всех здравомыслящих людей в городе Киеве. Нужно понять, что антикризисные конвульсии, метания и решения мэрии не содержат в себе никаких реальных механизмов борьбы с кризисом.
По сути, это та цена, которую киевляне должны заплатить за бесхозяйственность и непрофессионализм власти, граничащие с цинизмом. Заплатите ли Вы эту цену - это Ваш выбор.
К сожалению, то, что происходит сегодня в Киеве не оставляет мне иного выбора кроме как обратиться к классикам. Отвечать экономическими контраргументами на тот откровенный вздор, который можно условно назвать новым "налоговым кодексом" столицы, означает признать в нем некое рациональное зерно. На самом деле оно напрочь отсутствует. Остается только шутить, но эти шутки - смех сквозь слезы.
Виктор Пилипишин