Сепаратизм по-киевски

01.10.2008  10:05 __ Алексей Святогор, для УП


Фото с сайта КГГА
Термин "сепаратизм", в силу как внешнеполитических, так и внутренних причин, пополнил словарь наиболее употребляемых политиками слов. 

В толковых словарях находим следующие определение сепаратизму: стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования... 

Однако истинный смысл понятия "сепаратизм" остается за пределами понимания большинства политиков и чиновной братии, что приводит к неполному осознанию опасности, происходящей от развития этого явления. 

Сепаратизм - явление государственное, потому его следует рассматривать через призму правового понимания понятий "государство" и "государственность". 

Итак, по определению - сепаратизм - не что иное, как стремление к отделению и обособлению той или иной территориальной части (образования, автономии), входящего в состав государства. 

Государство же, это особая организация общества, объединённого общими социокультурными идеями, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом

Основные признаки государства - единая территория, наличие централизованной системы управления, наличие единой правовой базы, законодательства, суверенитета. 

Без одного из перечисленных признаков государство не может существовать. 

Невозможно представить государство без территории. Не может быть государства без унитарной системы управления, единой по структуре и принципам действия в любой обособленной точке государства. 

Так же невозможно государство и государственность без единых для всех "правил игры", законодательства, так же одинаковой для всех граждан. 

Современная мировая правовая наука не имеет единого определения понятия "государства", однако, сущность высказываний всех исследователей идентична приведенной выше. 

Так учат студентов. И не только на первых курсах юрфаков, но и практически во всех ВУЗах гуманитарного профиля в пределах ознакомительного спецкурса "основы правоведения". 

Но к великому сожалению, эти азы оказываются недоступными для понимания государственных менеджеров. Посему, сепаратизм ассоциируется в их сознании с элементом, прежде всего, территориального отделения. 

Они говорят, мол, "а вот отделится Крым", или "в Северодонецке приняли решение об отделении", при этом подразумевается исключительно территориально отделение. 

Но поразительно, насколько вяло украинский политикум реагирует на другие, нетерриториальные, проявления сепаратизма. 

Стремление отделится путем введения собственного законодательства, создание собственных систем управления, установление регионального суверенитета (как неподчинение центру) - еще более разрушительны. 

Ведь эти проявления сепаратизма ломают целостную унитарную структуру государства изнутри. 

Если территориальное отделение легко может быть устранено даже силовыми методами, внутреннее - незаметно и коварно. Оно подобно раковой опухоли, физически не поддающейся немедленному устранению. 

Но как раз в Украине открыто, сознательно и умышленно осуществляются сепаратистские действия, направленные на подрыв суверенитета государства посредством нормативных, социокультурных и правовых изменений существующего порядка. 

Так, Киевсовет установил материально-дисциплинарную ответственность за неправильную парковку автомобилей и его принудительную эвакуацию на штрафплощадку. Деньги вымогают и путем установки блокиратора. 

То, что украинским законодательством толкуется, как уголовно наказуемые преступления (вымогательство, статья 189 УК), в Киеве называют экспериментом с использованием передового европейского опыта. 

В метрополитене планируется продажа годовых проездных, без права поездки "в розницу" и оплаты одной-двух поездок ("а чтоб иногородние не шлялись, понаехало"). 

Предлагается введение платы за въезд в Киев автомобилей, зарегистрированных за пределами столицы. 

Периодически предпринимаются попытки запретить въезда в Киев большегрузным автомобилям в дневное время. 

Недавно Киевский городской совет принял ряд решений, касающихся запрета курить в публичных местах и даже ввел штрафы (как меру юридической ответственности) за нарушения этого требования. 

Планируется введение ограничений (вопреки установленному общегосударственному порядку) на торговлю пивом и слабоалкогольными напитками, а также их рекламу. 

Еще раньше киевская власть "боролась" с игровыми автоматами... 

Главное столичной управление МВД, управление юстиции, налоговая администрация Киева, столичное отделение Антимонопольного комитета с готовностью принялись исполнять эти решения Киевсовета, узаконив их принятием целого ряда технических нормативных документов. 

Прокуратура Киева (орган, осуществляющий высший надзор за соблюдением законности) сообщает, что нарушений законодательства не обнаружено, все в пределах закона, а мэрия просто экспериментирует. 

Кстати, в Голландии есть передовой опыт продажи слабых наркотиков и вполне легальной проституции, почему бы не принять голландский опыт на вооружение? 

Филиппинские полицейские могут дать по заднице пешеходам, нарушающим правила. 

По законам Шариата, ворам принято отрубать руки. Мера эта, кстати, действенная, может, следует испробовать ее, в виде эксперимента, в Киеве, авось коррупция искореним? 

Повторимся, для целей сепаратизма совсем не обязательно территориально отделяться, точнее - публично объявлять о своем отделении, достаточно просто создать и закрепить особый "региональный", "территориальный" правовой режим, отличный от общегосударственного. 

Почему-то политики-борцы за "єдину та незалежну" в унисон кричат, когда парламент АР Крыма предлагает признать независимость Южной Осетии и Абхазии, или один из облсоветов признает русский язык региональным... 

Мол, это сепаратизм, и даже мысли о предоставлении русскому языку любого легального статуса быть не может. 

Но когда речь идет уже не о тенденциях и публичных заявлениях (намерениях) общего характера, а о реальном и последовательном создании системного регионального законодательства и отделении киевской территории, де-факто, -централизаторы молчат. 

Винницкий облсовет также принял решение об ограничении торговли алкогольными напитками и прекращении деятельности отдельных торговых точек (несмотря на то, что предприниматели пользуются лицензиями и разрешениями, выданными по национальному образцу). 

В Ровенской области один из районных прокуроров, заботясь исключительно о благе "маленьких діточок, які можуть випадково зайти до магазину та побачити це кричаще неподобство", маясь от безделья и будучи не в состоянии раскрыть десятки тяжких преступлений, опротестовывает продажу в магазинах презервативов...  

Апофеозом стали прошедшие по центральным телеканалам кадры скрытой видеозаписи налета "Беркута" на клуб "CenTral" в Ирпене и массового избиения посетителей. И комментарий инициатора налета - мэра Ирпеня о мотивах своего решения "предприниматели платят максимум 200 гривен налога в месяц, это очень мало...". 

Это при том, что ставка в 200 гривен налога за месяц - официальная максимальная ставка единого налога для предпринимателей, установленная указом президента.  

Не нравится мэру Ирпеня президент и его "голимые" указы, устанавливается свой порядок и свои ставки, и заодно свои, отличные от общенациональных правила и принципы поведения сотрудников "Беркута" по отношении к посетителям ... 

Центральная власть спокойно наблюдает за публичной поркой самой же себя со стороны удельных князьков, составляющих пятую, самую опасную и самую действенную колону сепаратизма, разрушающую суверенитет изнутри.  

Страшилки о "руке Кремля", в данном случае, выглядят нелепо. Внимание общественности умышленно нацелено на поиск врагов, не имеющих к сепаратизму никакого отношения (вряд ли Путин или Медведев заставляли Киевсовет принимать решения о курении, эвакуаторах, игровых автоматах и блокираторах).  

Возьмем еще один пример: громкие ДТП, совершенные в последнее время с участием родственников олигархов и политиков, которые не понесли ровно никакого наказания, избежав наказания. 

Единичные случаи при частом их повторении приобрели системный характер, претендующий на публичность. Общество и государство спокойно наблюдают за исходом ситуации: виновные не несут ответственности, таким образом, рушится базовый принцип наказания - его неотвратимость. 

Центральная власть уже не имеет ни желания, ни авторитета обеспечить хотя бы видимость своего публичного существования, привлечением к публичной ответственности. Стоит ли удивляться существующему уровню доверия к государству и центральной власти? 

Потуги и призывы ужесточить ответственность за нарушения ПДД, например, не могут вызывать ничего, кроме здорового смеха, потому как это ровным счетом ни к чему не приведет. 

Неужели кто-то всерьез может полагать, что увеличения штрафа за превышение скорости с 17 гривен даже до 17 тысяч остановит обкурившихся мажоров, носящихся на родительских иномарках по городу? 

Увеличатся разве что взятки гаишникам на месте. 

Если украинские политики хотят сохранить целостность Украины, предотвратить ее распад и региональное разрушение, сохранив национальное единство, суверенитет и легитимность - следует уничтожить поползновения к нормотворческому экспериментаторству на региональном уровне. 

Кстати, Северодонецкий синдром был "излечен" путем всего-навсего разового вызова на допрос в прокуратуру каждого из активистов мероприятия, чего оказалось вполне достаточно для выработки определенного условного рефлекса. 

Алексей Святогор, адвокат, для УП

powered by lun.ua